Главная Общество Далекая пора

Далекая пора

Далекая пора

Первые люди…

… появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад. А время то было, ой, суровое! Ледниковый панцирь покрывал огромные пространства Западной Сибири. Холод сковывал всё вкруг. Вот и селились древние обитатели этих мест к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях и лесостепях той эпохи — каменного века.

А потом (около XII-XI тыс. лет назад) оледенение вдруг закончилось! Постепенно климат приобрел современный облик, исчезли животные ледниковой эпохи: мамонт, шерстистый носорог, бизон, гигантский олень, пещерный лев. Ушли на север олени, резко сократилась территория обитания овцебыков, туров, зубров.

Надо же, когда-то на наших землях водилось и такое диво!

А так как все мы по библии вроде бы произошли от одной Евы, значит, по уверениям ученых нашим предком должен быть неандерталец. Помните из школьной программы - такой, в шкурах и с дубинкой?

Эпоха его существования (100-40 тыс. лет назад) изучена в целом на Алтае достаточно хорошо. Основные памятники этого периода находятся в Горном Алтае. Но есть они и в предгорьях. Да и на территории современного Быстроистокского района найдено много доказательств существования древнего шкуры носящего. Например, в устье реки Ануй (через реку от села Усть-Ануй) найдена древняя стоянка, названная по месту, где находится, «Красной Горой». Материалы сборов здесь датируются периодом именно XII-XI тыс. лет назад.

Мало кто из современных жителей района знает, что на том месте, где мы когда-то добывали бутовый камень, из которого делали фундаменты и даже дома (например, общественная баня в райцентре была сложена из этого камня), найдено древнее поселение! А бутовый камень – это крупные обломки горных пород (15-50 сантиметров в поперечнике), получаемых обычно взрывным способом. Вот и получилось, что центральная часть Красной Горы (исторический памятник!) была разрушена каменным карьером. Да кого сейчас этим удивишь! Мы и район-то практически разрушили, как, впрочем, не у нас одних такая беда.

А представляете значение этой древней находки? Ведь в те века лесостепная зона нашего края была заселена мало. И причина тому проста. Чтобы выжить человеку в каменном веке, нужно было, чтоб этот самый камень был под рукой. Пошел на охоту – наконечник для стрелы надо сделать, пришел с охоты – скребок для шкур отколол от соседней скалы. А влюбился, так и вовсе – украшения подавай, хоть даже и каменные! Вон, в Горном Алтае нашли самое древнее украшение – каменное кольцо на палец. Чем наши предки хуже?

Но в степных и лесостепных районах не было пригодного для обработки камня. Поэтому первобытные племена ограничивались лишь охотничьими экспедициями из горных районов на наши земли, а постоянных поселений не устраивали. А тут – целая гора! Конечно же, ее и облюбовал какой-то древний со всей своей многочисленной родней.

 Всего в настоящее время в Быстроистокском районе выявлено 37 объектов археологического наследия. Институт водных и экологических проблем СО РАН (Барнаул) разрабатывал на основе собственных полевых исследований авторов, кстати, наших земляков, Черных Д.В. и Золотова Д.В. проект системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Быстроистокского района Алтайского края.

Не буду претендовать на какой-то исследовательский труд, просто поделюсь с читателем той информацией, которую получила из многих источников. В основном, конечно, благодаря интернету. Стоит набрать в поисковике «История заселения Алтайского края» и в вашем распоряжении и труды ученых, и отчеты по экспедициям, и фотографии находок.

Здесь я нашла информацию, например, о том, что археологический памятник, названный «Лесная Пасека 1», находится (а возможно теперь уже надо говорить находился) на левом берегу Оби, в 5 км к западу от села Усть-Ануй. Над  найденными экспонатами работали многие ученые: в 1965 г. Б.Х. Кадиков, в 1978 г. С.В. Неверов, а в 1992 г. М.Т. Абдулганеев. Были  произведены многочисленные сборы керамики, каменных и металлических изделий, в том числе был найден и бронзовый наконечник стрелы 6-4 вв. до н.э.  

На этом же левом берегу Оби, но уже в семи километрах к западу от Усть-Ануя, было найдено поселение, названное «Ольгинка 1». Материалы сборов датируются эпохой камня, 10-8 вв. до н.э. и 6-4 вв. до н.э. Здесь в 1961 г. Б.Х. Кадиков, а в 1978 г. С.В. Неверов производили сборы разновременных материалов, в том числе и керамики.

А село Завьялово нашего района, как известно, было предшественником Верх-Озерного. Так вот, на юго-восточной окраине бывшего Завьялово у горы Вознесенской, на берегу озера в 1967 году были найдена керамика и другие древние изделия, провел эту работу  С.П. Зверяко, а назвали место этих раскопок – «Вознесенское 1». 

Стало известно и древнее поселение под названием «Ад 1». Находится оно в 15 км к юго-западу от села Усть-Ануй, к югу от болота старичного происхождения «Источное», по левому берегу Оби. Материалы сборов датируются 15-12 вв. до н.э. и 6-2 вв. до н.э.     

Да практически возле каждого села в нашем районе есть археологические находки. Хлеборобный «Елбан 1». Курганный могильник. Здесь на поверхности заметны насыпи 5 курганов диаметром 9-16 м и высотой 0,2-0,3 м. Есть раскопы и близь Приобского (возле Волчихи).

Материалы таких исследований лишь частично опубликованы и хранятся в основном в АГУ. Ученые этого университета в 1986, в 1991 г. организовывали археологические  экспедиции и проводили, в том числе, исследования в Быстроистокском районе. Так на левобережье Оби, у окраины бывшего села Восход, ими был открыт, например, грунтовый могильник, получивший одноименное название – «Восход-I».

Возможно, были и более поздние экспедиции. К сожалению, с информацией о таких работах в основном знакомятся в ученых кругах. А ведь она интересна и простому обывателю.

В районной газете в течение последних 10-15-ти лет лишь один раз промелькнула информация о научной экспедиции. В 2007 году Барнаульским госпедуниверситетом под руководством доктора исторических наук профессора Т. Щегловой проводились историко-энтографические исследования.  Но, продолжим.

Лесостепные зоны Алтая (а к ним как раз можно отнести и земли Быстроистокского  района) полностью были освоены лишь, когда появилась новая техника обработки камня, и достаточно развился межплеменной обмен. Это позволяло древним людям поддерживать в готовности вооружение и орудия труда, не организуя опасных походов за сырьем, а обменивая его у соседей на пушнину, продукты промыслов, изделия.

Но время шло, как, впрочем, и прогресс. Настал так называемый бронзовый век. Есть на землях нашего района памятники и этого периода. Они в основном располагаются довольно узкой полосой по Оби и в устьях ее проток, а также на проточных озерах, входящих в ее систему. Обязательным условием для образования таких объектов было наличие леса.

В связи с этим очень интересна информация Клеймюка Валерия Антоновича, родившегося в 1940 году в Акутихе. Он так писал в своих мемуарах: «Еще в 50-х годах на ближайшем от Акутихи острове были старинные курганы, возможно татаро-монгольские захоронения, а может быть и еще более древние».

Но, к сожалению, больше никто из старожилов не подтверждает данную информацию. Хотя, если обратиться к документам, то находим среди перечисленных археологических раскопок поселение, получившее в научных трудах название «Акутиха 1», материалы сборов здесь датируются 8-2 веками до нашей эры. Или «Городище 1», тоже недалеко от Акутихи. На месте раскопок прослеживается ров и вал шириной до 4 метров и глубиной до 0,5 метра, имеющие перемычки в 3-х местах. Внутри укреплений имеются 79 западин от жилищ и хозяйственных построек размерами до 16х16 метров и глубиной до 0,5 метра. Материалы раскопок датируются 7-8 вв. н.э.

Одно из крупнейших поселений эпохи поздней бронзы на нашей территории было названо – «Цыганкова Сопка». Почему ее так назвали? Это известно только ученым, что делали здесь свои изыскания. Но по Указу Президента РФ от 20.02.95 N 176 этот памятник был внесен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Здесь был найден могильный комплекс, открытый и исследованный Кирюшиным Ю.Ф. Находится он в 5 километрах  западнее бывшего села Восход и относится к  III тыс. до н.э. - началу I тыс. н.э.

Каменные листовидные, треугольные черешковые наконечники стрел. Два однолезвийных ножа с орнаментом на рукоятках. На «Цыганковой Сопке» вместе с керамикой, вкладышами, ножевидными пластинками и скребками был найден медный нож, с обломанной верхней частью, а также четыре медных шильца небольших размеров, квадратные в сечении.

Очень интересны найденные здесь захоронения. Например, останки лежащих на правом боку детей и подростков. Чем ценна такая находка? Особенностью погребальных находок того время является то, что сохранилось очень маленькое количество детских погребений.

Есть здесь и погребение взрослого человека с маленьким ребенком. Найдено захоронение младенца. А одно захоронение включает сразу пять скелетов.

Первый погребенный лежал на левом боку в скорченном положении, головой на восток. Правая рука находилась на ребрах второго скелета, лежащего рядом на спине, со скорченными ногами. А левая лежит под первым скелетом. Получается, что они обнимают друг друга. Тазовые кости и ноги первого скелета перекрыты ногами третьего, лежащего в скорченном положении на левом боку. Между скорченных ног первых двух погребенных был похоронен ребенок, от которого сохранились обломки черепа, зубы и фрагменты ребер. В западной части могилы был похоронен еще один умерший. Он лежал в скорченном положении, головой на юго-запад, руки вытянуты вдоль туловища, позвоночник сильно искривлен. Создается впечатление, что пятого буквально втискивали в могилу.

В заполнении могилы встречены угли. Следы огня есть и на костях, а под ними прослеживались угольки. Дно могилы перед захоронением, видимо, обжигалось, а затем было подожжено перекрытие или просто разведен костер поверх погребенных. Глубина могилы в 0,6 метра. Размеры 2,2 х 1,2 метра.

Трупосожжения, трупообожжения и следы огня чаще встречают  в коллективных погребениях. Возможно, похороненные здесь умерли от каких-то инфекционных болезней, эпидемий и т.д. И огонь здесь сыграл очистительную роль. Возможно то был просто ритуал древних.

Для могильника «Цыганкова Сопка» была получена дата, укладывающаяся в конец XVI века до н.э. – 1510+90 г. до н.э.

Далее следовал железный век. А там уж и до нашего времени рукой подать.

«ДА, СКИФЫ МЫ, ДА, АЗИАТЫ МЫ…»

Каких только кровей…

…не намешано в нас, потомках тех, кто жил на этих землях раньше. Опять же, подробное исследование этого вопроса – прерогатива ученых. Тем более что на этом поприще разгораются настоящие баталии. Мы же лишь обзорно коснемся данной темы.

В конце VI - начале III века до н. э. на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Их культура получила название «афанасьевской» — по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Племена афанасьевцев расселялись по Алтаю по рекам Бии и Катуни на юге и по Оби на севере. Это были раннескотоводческие племена, основой жизни которых было скотоводство.

Цыб, Сергей Васильевич, кандидат исторических наук, пишет: «Афанасьевские племена Южной Сибири, в том числе и Алтая, как раз и были теми самыми древнейшими сибирскими племенами, освоившими производящее хозяйство и навыки горного дела». По данным С. В. Киселева в настоящее время следы этих древних поселений найдены в том числе и на Быстроистокской земле.

В музее археологии и этнографии Алтая (снимок из фотогалереи музея) есть реконструкция погребения афанасьевской культуры конца IV-II тысячелетия до нашей эры.

В I же веке до н. э. на Алтае существовала культура скифского типа, оставившая огромное количество уникальных памятников. Основным занятием населения Алтая того времени было скотоводство. Люди летом кочевали по равнинам и предгорьям, а с началом зимы отгоняли скот в горные долины. Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды на западе, до Кузнецкого Алатау на востоке и до Алтайских гор на юге.

С конца III века — начала II веков до н. э. и до конца I века до н. э. Алтай находился в сфере влияния племенного союза хунну — предков гуннов, впоследствии покоривших многие европейские народы в процессе «великого переселения народов».

Хунну создали первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. Массовое передвижение кочевых племен на запад сильно изменило облик населения Алтая. В лесной зоне начинает складываться культура самодийского населения, западносибирских угров и раннетюркских элементов.

О том, что в нас намешана кровь, как монголоидной расы, так и европейской, говорят обобщенные данные с найденных могильников.

Жил себе коренной народ, развивался, имея внешность монголоидного типа. Но появились пришлые племена. И, конечно же, произошло смешение. Причем началось это в позднем неолите и продолжилось в раннем бронзовом веке. К резкой смене населения это не привело, но способствовало постепенному изменению внешнего облика. Вначале, в  смешанном варианте,  преобладали черты коренной - монголоидной расы. Потом наши предки приобрели признаки европеоидного типа, где проявлялись лишь некоторые монголоидные черты. Постепенно дошли до чисто европеоидного вида, по выводам некоторых ученых, имеющего восточно-средиземноморское происхождение.

Всё это прослеживается на изучении скелетов из древних могильников. Так некоторая монголоидность больше видна на женских черепах и совсем не прослеживается на мужских. Найденные скелеты женщин, имели рост  около 150 сантиметров, а мужские скелеты соответствовали росту 180 сантиметров. Это позволило ученым сделать вывод, что среди переселенцев преобладали молодые мужчины.

Так мы постепенно сменили свой внешний облик.

Но пора перейти непосредственно к образованию района как административной единицы.         

МЫ СТАНОВИМСЯ ЧАСТЬЮ РОССИИ

Только тогда,…

 …когда вокруг крепостей и острогов возникали деревни с пашнями, покосами и прочими угодьями, территория оказывалась прочно закрепленной за Россией. Налаживались хозяйственные контакты с аборигенами.

Так было и при освоении Алтая.

Еще в XVII в. русские проникали на Алтай не только в отрядах служилых людей, но также и самостоятельно. Их влекла охота на дикого зверя и рыболовство. А еще - бугрование (поиск ценных предметов в древних захоронениях). В частности, поэтому почти все археологические раскопки учеными совершались на уже разграбленных ранее могильниках и древних стоянках. Земли Быстроистокского района не исключение.

Бывало, «пришельцы» оседали на короткое время в том или ином месте в шалашах и промысловых избушках, но по окончании промысла возвращались домой. На «немирной» еще в то время земле не селились. Только с начала XVIII в. стали возникать на Алтае первые русские деревни. В них поселялись и те, кто уже побывал здесь ранее на промыслах, и те, кто приходил впервые. Сдвигались на юг старожилы Томского и Кузнецкого уездов, приходили переселенцы с Ишима, Тобола, из других мест Сибири, а иногда и прямо из-за Урала.

Большинство первопоселенцев происходило с севера европейской части России, где сосредоточивался основной контингент черносошного (государственного) крестьянства, не прикрепленного к конкретному помещику. Оттуда легче было уйти за Урал и с разрешения властей, и нелегально, поскольку контроль был меньшим, чем на помещичьих землях.

Да и природные условия европейского Севера были в значительной степени сходны с сибирскими, что облегчало приспособление к новым условиям.

Среди первопоселенцев Сибири было немало так называемого гулящего, беглого люда. Это уходившие самовольно помещичьи, монастырские крестьяне, посадские, беглые заводские мастеровые, рекруты. Ужесточение крепостничества в стране усиливало поток самовольных переселенцев, искавших на окраинах избавления от феодального гнета.

Такой гулящий и пришлый люд, осевший наряду с легальными переселенцами в разных местах Сибири, двинулся с начала XVIII в. в Верхнее Приобье (на Алтай), привлеченный большими просторами незаселенной, благодатной для крестьянского хозяйства земли. Немало появилось на Алтае раскольников-старообрядцев, уходивших не только от феодального гнета, но и от религиозных преследований.

Вначале заселение русскими происходило стихийно, самовольно. Администрация Кузнецкого уезда, в состав которого входила по мере присоединения территория Верхнего Приобья, предпринимала некоторые меры по заселению окрестностей Белоярской и Бийской крепостей, Малышевской слободы. Поощряла возникновение населенных пунктов вдоль основных дорог. Выдавала официальные разрешения на поселение в том или ином месте, если обращался какой-либо крестьянин. Но в целом она не поспевала за инициативой переселенцев. Немало ранних русских деревень на Алтае в течение ряда лет оставались вообще неизвестными властям. Поэтому и теперь историкам-краеведам трудно, а то и просто невозможно, установить точные даты возникновения многих сел и деревень.

Так и наш Быстроистокский район имеет по сути несколько дней своего рождения.

По одним источникам его летоисчисление началось в 1808 году – со дня основания крупного торгового пункта. Так говорится в Сибирской Советской энциклопедии. По другим источникам годом основания Быстрого Истока можно считать 1763.

Образование же района как административной единицы произошло значительно позже. И здесь тоже существует три даты.

Территория района находилась в составе Верхануйской волости Бийского уезда Алтайской губернии с 4 августа 1920 года.

27 мая 1924 года выходит Постановление Сибревкома об образовании Быстроистокского района, входящего в Бийский уезд.

А Декретом Всероссийского Центрального исполкома  об образовании Сибирского края Быстроистокский район был образован в 1925 году.

Так говорят сохранившиеся архивные документы.

Пришли сюда первыми…

…те самые бывшие крепостные, крестьяне, искавшие вольные земли, посадские, беглые заводские мастеровые, рекруты. Об этом уже упоминалось выше.

Дремучий лес окружал поселенцев, водились в том лесу дикие звери. Непуганые птицы слетали с многочисленных озер и стариц.

В первоначальных представлениях новгородцев, кто одними из первых русских людей смогли любоваться обскими просторами, сибирский край считался сказочным: «белки и олени там падают на землю как дождь из туч...». Так писалось в русских летописях XI века о северном Зауралье. Фантастические места. Таковыми они остаются и сейчас. И хотя юг Западной Сибири (в том числе наш Алтайский край) был освоен русским людом позже. Но девственные леса и этих мест поражали воображение.

Рисковые мужики…

            …из центра России всё чаще стали поговаривать об этих вольных землях. Тем более что уже слышали рассказы о богатых охотничьих угодьях, о невероятных уловах рыбы в реках и озерах, о дивной красоте этих мест.

Это было начало 20 века. То время впоследствии назвали крестьянским переселением. О нем сохранилась информация в пересказах  наших отцов и дедов. Об этом очень интересно пишет Татьяна Кирилловна Щеглова в своей монографии «Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке».

А вот как пишет в «Краткой биографии династии Воронковых» житель Барнаула Андрей Яковлевич Воронков.

…«1891 год. Данила Агафонович Воронков решил совершить небывалый поход. Всю зиму шли разговоры, приготовления в дальний путь. А как просохли весенние дороги, отпраздновали Пасху, у Данилы Агафоновича были готовы к отправке две пары лошадей в полной упряжке с одной лошадью запасной.

В последних днях апреля на центральную улицу села Синие Липяги Борисоглебской волости Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии (именно из Воронежской губернии, в том числе пришли и к нам многие переселенцы) вышел большой обоз. Деревенские старожилы во главе с церковным старостой подняли хоругви (вертикально свисающее полотнище с изображением Христа или святых, укрепленное на длинном древке и носимое при крестных ходах), священник отслужил напутственный молебен. Отъезжающие мужики предложили Даниле поставить его лошадей во главу обоза: «Давай, Агафоныч, хаживал ты у нас на заработках, передом проложи и тут дорожку с лёгкой руки». Данила вывел вперед свою упряжку, бросил в тележную будку трое запасных лаптей, снял картуз, перекрестился на четыре стороны и промолвил: «Простите, люди добрые, не поминайте лихом, ежели что не так делал», нахлабучил картуз и тронул вожжами лошадей.

К намеченной цели переселенцы прибыли под Покров, померив расстояние от Воронежа до подножий Алтайских гор за пять месяцев. Прибыв на место, Данила Агафонович сохранил и семью, и тягловую силу».

Переселенцы того времени оставили в памяти уже своих потомков и такие воспоминания, что ехать в Сибирь они боялись, несмотря на то, что слышали об этих землях много хорошего. Сибирь на Руси ассоциировалась не только с «вольными землями», но еще и с жутким холодом: «большими снегами, морозами за минус 60». Байки старожилов о том, что «в былые-то времена птицы на лету замерзали» и по сию пору можно услышать.

Наши предгорья в основном-то заселяли потомки именно таких вот крестьян-колонистов. Но…

Никому не подчинялись – ни богу, ни царю…

…Староверы или старообрядцы стали еще одним немалым звеном в переселении из центральной России. Сохранившееся в воспоминаниях дедов восприятие происходящих тогда событий выражалось в частности такой мыслью: «переселенцы искали на просторных Сибирских землях убежища от властей». В разной литературе можно прочитать подтверждение этому. Наши  территории вбирали в себя всех беглых, прежде всего староверов разных толков и непокорных людей, ищущих благодатные земли, неподведомственные власти. Но есть принципиальное отличие в заселении наших земель с другими землями Сибири. К нам, на юг Западной Сибири переселялись в основном по собственной инициативе, будь то беглые или старообрядцы. Ссыльных было немного потому, что территория Алтая в 18-19 веках была закрыта для каторги и массовой ссылки.

Хочется немного больше сказать о староверах. Потому что уж больно отличался их образ жизни от других людей. А самое страшное то, что любые нарушения порядка в их жизненном укладе наказывались очень жестоко.

Появились они в результате церковного раскола  в России еще в середине 17 века. Эти люди стремились сохранить старые церковные правила (старую веру).  А заглянем-ка в одну умную книгу: М.Я. Волкова, «Русское православие: вехи истории».

В каждом княжестве, в каждой епархии во время феодальной раздробленности на Руси были местные святые, иконы, свои особенности в богослужении.

Когда на патриарший престол вошел Никон, то решил заново отредактировать богослужебные книги и привести к единообразию церковные обряды. Было предписано креститься тремя перстами, вместо двух, как крестились ранее на Руси, с крестным ходом ходить только против движения солнца, «аллилуйю» петь три раза, слово «Иисус» писать через два «и» и много другое. Не было никакого обоснования необходимости данных перемен. Просто Никон и царь Алексей Михайлович переделывали православную веру на Руси по греческому образцу.

Изменения вызвали недоумение и недовольство верующих. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю челобитную, в которой указали на несоответствие нововведений установлениям русской церкви! Но тот передал ее Никону, который был человеком сильной воли и крутого характера. Все протопопы, что осуждали распоряжение патриарха, были сосланы, многие в Сибирь, и лишены сана.

И все же часть верующих и духовенства отказались принимать нововведения. Так образовалось старообрядчество. Старообрядцы считали всё новое большим грехом: бритье бороды и усов, короткие прически, курение, сквернословие, пьянство, посещении е клубов, чтение нерелигиозных книг и газет, игра в шахматы и т.д. а еще староверы не хотели, чтобы в церкви появились попы. Роль священников у них заменяли «наставники» и «начетчики».

На церковных сборах в 1656 и в 1667 годах старообрядцы были преданы анафеме и жестоко преследовались царем и церковью. Согласно указу 1684 года, принятому по требованию уже нового патриарха Иоакима, выявленных раскольников надлежало пытать и далее, если во время пыток они не покорятся официальной церкви, казнить – сжечь! Тяжкие наказания ждали и тех, кто, не являясь староверами, предоставлял им свое жилье, а тем более укрывал их в своем доме.

Лишь на поместном соборе русской православной церкви в 1971 году (!) было снято со старообрядцев проклятие. Если провести несложные арифметические действия, то получается, что старообрядцы и их потомки находились под отрицательным воздействием проклятия триста пятнадцать лет!

Становится понятно, почему старообрядцы бросали всё и, спасая свою жизнь, одиночками и семьями тайно бежали с родных мест. В основном в глухую Сибирь, где стеной стоял вековой лес, где легко было человеку сгинуть без следа или спрятаться от всевидящего взгляда государя и церкви.

Вот так течет неумолимо время и вдруг, далекие века касаются и тебя лично.

-Вам заказное, - почтальон стоял у ворот с большим серым конвертом. Взглянув на адрес, удивилась. Отправитель Алифтина Павловна Попова. Ни фамилия, ни место, откуда было отправлено письмо (г. Мариинск Кемеровской области), мне ни о чем не говорили. С нетерпением разорвала конверт, … и оттуда посыпались фотографии! Так, совсем неожиданно, и я узнала о своем далеком предке – тоже беглом старообрядце.

Последующие исторические события XX века сделали территорию Алтая, как и всей Сибири, местом спецпереселений, депортаций, раскулачивания, политических репрессий. Это был еще один приток в наши края переселенцев.

«БЫЛО ДОБРО, ДА УЖ ОЧЕНЬ ДАВНО…»

К сожалению…

 …истории своих мест мы практически не знаем. Музеи, призванные сохранять память, образовавшись однажды, вдруг закрываются, а потом снова начинают работу с нуля, утратив уже приобретенное, наработанное.

В моей памяти детства, а было мне тогда семь лет, сохранились воспоминания о музее начальной школы, которая находилась на улице Красная Слободка в Быстром Истоке. Особенно запомнилось чучело не то оленя, не то косули и настоящий пулемет «Максим»! Школу закрыли, музейные экспонаты передали в десятилетку. Теперь уже в памяти остался только пулемет, что сиротливо стоял в пионерской комнате. Затем не стало пионерии, исчез куда-то и последний экспонат. Так было с музеем в Быстром Истоке.

Но практически в каждом селе прослеживается подобное. С самого своего первого прихода в Верхозернинскую школу в 1953 году, учитель Баклыкова Валентина Семеновна стала вместе с детьми собирать экспонаты для будущего сельского музея. Пятьдесят два года в школе! Отдав этой работе львиную долю своей энергии, времени, здоровья, женщина создала на одном энтузиазме настоящий музей, который мог носить звание районного. Добившись отдельного помещения, выставляла в его комнатах целые экспозиции, в том числе и по находкам древности. Вместе со своими учениками ездила на места археологических раскопок и привозила ценнейшие экспонаты. Заслуженный учитель школы РСФСР, Отличник народного просвещения, Валентина Семеновна с учащимися школы ездила и на ту самую Цыганкову Сопку. Говорят, именно она добивалась приезда ученых на эти могильники. И спустя время музей села стал известен даже на уровне края. Но…

Не вечна жизнь человека. Спустя энное количество лет от музея в Верх-Озерном практически ничего не осталось. В связи с оптимизацией было решено отказаться и от дома, в котором он размещался. Все экспонаты были перенесены в один школьный класс, а не вошедшие, нашли свое забвение в складских помещениях. От поездок учителя с учениками на раскопки в музее не осталось ни следа. Нет ни экспонатов, ни архивных записей.

Сейчас на стадии становления районный музей, дом-музей нашего земляка Валерия Золотухина. Планируется сделать в Новопокровке музей казачества. Да практически в каждой школе есть музейные уголки.

Но уровня Верхозернинского достиг пока только музей Верх-Ануйского. О нём тоже уже заговорили в крае. Его организатором и душой стала Татьяна Аркадьевна Шагаева, тоже заслуженный учитель.

Едут сюда за подтверждением своих родословных из разных мест огромной России. Отыскивает Татьяна Аркадьевна старинные документы, архивные копии, копии записей церковных книг.

Каких только открытий для себя не сделаешь здесь! Например, оказывается, что пономарем одной из первых церквей в Верх-Ануйском был отец будущего митрополита Макария Алтайского, самого почитаемого на Алтае и в Сибири духовного деятеля.

Материал подготовила Надежда ЛИСИЦЫНА.

Подписи:

1. Историко-энтографическая экспедиция в Быстроистокском районе . 2007 год.

2. Экспедиция АГУ на Цыганковой Сопке, 1986 г.

3. Валентина Семеновна Баклыкова, организатор и ревностный хранитель бывшего Верхозернинского музея.

4. Экспозиция  Верхозернинского музея: кости древних животных.

 

2 ноября 2012

Комментарии (1)

ЗАВЬЯЛОВ АЛЕКСАНДР 03.01.2013 в 00:03

ПРОЧЕЛ ВАШУ СТАТЬЮ И ВЕРНУЛСЯ НА МНОГИЕ ГОДЫ НАЗАД. А ВЕДЬ И Я ИМЕЛ ЧЕСТЬ УЧИТЬСЯ У ЭТОГО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА ИСТОРИИ И НА РАСКОПКАХ НЕ ОДНУ ТОННУ ЗЕМЛИ И ПЕСКА ПЕРЕСЕЯЛ, ЖАЛЬ, НО В НАШЕ ВРЕМЯ ТАКИХ ПРЕДАННЫХ СВОЕМУ ДЕЛУ ЛЮДЕЙ ОЧЕНЬ МАЛО. СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ О РОДНОМ РАЙОНЕ И О МОЕМ СЕЛЕ.906-945-31-59

Каталог организаций