Главная Кроме того Снежная обдора

Снежная обдора

Снежная обдора

И вновь в редакцию поступили вопросы, что несомненно радует, хоть и приходится отходить от стройного повествования самой истории Акутихи. Но с вопросами приходят к нам и ответы от самих жителей района.
Итак, вопрос: В “Снежной Обдоре очень много говорится об образовании названия реки “Обь” .  А откуда произошло название Акутихи?”

“Акутиха” - что означает это слово?

В исследовательской работе искусствоведа Алексеевой Ларисы Юрьевны ”История Акутихинского стекольного завода” читаем: «По поводу названия поселка до сих пор идут споры у жителей. Одни говорят, что Акутиха получила свое название от фамилии первого поселенца – Акутина, которому очень пришлись по душе здешние места: в лесах полно дичи, а в реках – рыбы. Крутые берега надежно защищали от разливов. Другие считают, что первым поселенцем был якут».

Фантастическую версию, вернее придуманный вариант из своеобразного рассказа о путешествии по Оби дает в Глоссарии автор под ником Kran: “Ужасная тварь Акутихи» – древний речной гад. Водится, преимущественно, в водах возле деревни Акутиха. Его происхождение, родословная и биология неизвестны. В целом имеет склизкое, чешуйчатое, несимметричное тело, на котором располагаются по одним данным плавники с наростами, по другим – клешнеобразные конечности. Тяжелая массивная голова, непропорциональная к телу, имеет в верхней своей части, ярко выраженные водянистые антенны усов и маленьких усиков. По ротовой полости и по наличию органов зрения, информация отсутствует. Примерная длина особей порядка трех метров. Активность созданий проявляется ночью, в непогоду и при волнениях на водах. По суше передвигается достаточно медленно и неуклюже, переваливаясь с боку на бок. По непроверенным данным – хороший пловец. Имеет способность к гипнозу, проявляющемуся в виде полного обездвиживания жертвы и внушению запредельного, обреченного чувства страха. Последствия контакта с этим гадом неизвестны, по причине малой изученности явления и малого количества живых очевидцев”.

Еще один вариант происхождения слова несет в себе индийские корни: Шри Мaйтрея скaзaл: “Свaямбхувa Мaну - зaконодaтель человеческого родa, зaчaл во чреве своей жены Шaтaрупы трех дочерей,  - Aкути, Девaхути и Прaсути. Цaрь Мaну, посоветовaвшись со своей женой Шaтaрупой, отдaл ее в жены Прaджaпaти Ручи с тем условием, что рожденный ею сын будет считaться его сыном. Цaрь Мaну знaл, что из чревa Aкути появится нa свет Верховнaя Личность Богa!”.

Обратимся к предположениям Геннадия Клепикова, бывшего корреспондента “УТ”: «А почему собственно – Акутиха? - задается он вопросом. – Что за странное название? От речки, конечно, скажут старожилы. Правильно. Но почему речка Акутиха? Что такое «акут»? С «иха» всё ясно – это топоническое русское стилизованное окончание для населенных пунктов, например, Косиха, Лосиха, Топчиха, Новочиха, Поспелиха и еще с добрый десяток названий других деревень и райцентров Алтая. Но «акут»? Обратимся к тюркским корням и попробуем подставить дополнительную букву «к». Получается «аккут», «аккутиха». Уже яснее. Вырисовывается два ряда. Первый: Акмалинск, Акташ, Актюбинск, аксакал и др. «Ак» в данном случае означает «белый». Акташ – белый камень. Аксакал – белая борода. Остается «кут». Вспомним: Ир-кут-ск, Усть-Кут, Вор-кут-а – это второй ряд. В тюркских языках, как и в монгольском, только одно слово близко к этому ряду – «кут-ук», что означает «колодец». А потому Акутиха – в переводе «белый колодец» или «чистый колодец».

Свой вариант происхождения названия Акутихи предложен Т.Акбашевым: “Акутиха - изначально место непростое. Издревле сюда совершали паломничества, проводили обряды поклонения Солнцу. Недаром с древнетюркского «Акут» переводится как «Священное пламя”.

Всё это спорные предположения, скажут исследователи. А мы не претендуем на истину. Просто очень хочется узнать, откуда взялось такое необычное  название – Акутиха.

Детский дом  в Акутихе

Со слов своей бабушки Анны Георгиевны Савченко пишет внучка Савченко Елена. Окончание.

После тихой семейной жизни детский дом показался адом. Шум, беготня, вечная драка между мальчишками и девчонками. Но зато нас регулярно кормили, хотя и не очень сытно. В основном тем, что росло на собственном огороде. Когда становилось совсем голодно, дети собирали на огороде мерзлую картошку, пекли её на чугунной плите, стоявшей в коридоре, а потом ели. Это блюдо называлось «тошнотиками».

После окончания войны и питание, и условия жизни улучшились. Нам стали преподавать швейное дело, каждый день по два часа. Мы учились кроить, шить, вышивать гладью, ришелье. В основном на этих занятиях мы обшивали сами себя: шили ночные рубашки, занавески на окна, наволочки и т.д.

При детском доме было свое подсобное хозяйство: огород, плодовый сад, бахча, коровы и лошади. Все это делалось тоже нашими руками под руководством взрослых. Осенью мы запасали несколько кадушек с калиной, а потом зимой парили её со свёклой и с сахаром. В то время это считалось лакомством.

Мы ходили в обычную школу. Учились вместе с деревенскими детьми. Мы называли их «домашние детки», а они нас за это – « детдомовской шпаной». Учителя, в основном, были эвакуированными. Сразу после войны они уехали на родину. Нам это было неважно. Ведь самыми нашими любимыми учителями были местные (из Акутихи). Особенно теплые воспоминания остались о нашем классном руководителе Емцовой Александре Дмитриевне (историк), Черепанове Николае Осиповиче (математик), Черепановой Ирине Владимировне (биолог), Черепановой Евдокии Ивановне (русский язык и литература).
Прожив долгую жизнь, с благодарностью вспоминаю Т.А.Тихомирову. Она по-матерински обихаживала нас, бывало, ототрет полузамерзшие руки-ноги, рассадит вокруг печки. Где она брала столько книг, и сейчас не пойму, но на весь класс в тридцать человек она разлиновывала ежедневно книжные страницы, учила нас грамоте и уму-разуму заодно.

Детский дом есть детский дом – один заболел, и все заразились. Чесотка, трахома, педикулёз, свинка, желтуха, коклюш – далеко не все заболевания, которыми мы переболели в то время. Сплошные дополнительные каникулы.

В детском доме велась пионерская работа. Я была председателем совета дружины и председателем детсовета.
Одним из самых запомнившихся моментов жизни было 9 мая 1945 года. В то время радио в селе не было. Лишь в центре на столбе висел громкоговоритель. Воспитатели нас построили и повели на митинг. В центре села в саду располагался клуб, перестроенный из церкви в тридцатые годы. Там уже было всё село. И когда председатель посисполкома объявила о победе СССР над фашизмом в Великой Отечественной войне, началось что-то невообразимое: кто плакал, кто смеялся, кто плясал, а мы всей колонной выли, потому что большинству уже пришли похоронки.

День Победы для меня самый радостный и одновременно самый печальный день. Эхо войны засело, кажется, в каждой клеточке мозга. Стоит только прикоснуться к прошлому, и такая тяжесть накатывает на душу. Сколько лет прошло, но память до сих пор сохранила и окружающие детали, и сковывающий страх. За себя, за близких.

На снимке: справа в верхнем углу маленькая Аня среди воспитанников Акутихинского детского дома.

5 апреля 2013

Комментарии (1)

надежда 12.05.2015 в 18:37

Прочитала историю про древнего речного гада, очень интересно !Проживаю в Акутихе -52 года, а истоию про него услышала первый раз. Просто в восторге! Даже немного страшновато стало! Распечатаю и покажу на работе вашу статью!Спасибо.

Каталог организаций